(no subject)
Wednesday, 31 March 2010 16:05![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
В декабре, когда начали раскручиваться события с Ваниным садиком, мы стали ходить на всякие разные занятия плюс к тем с дефектологом, которые посещали с сентября. В январе у нас был перерыв на поездку в Стамбул, после которой, как обычно, последовал скачок - я даже не могу никогда сказать до конца определенно, в чем заключается этот скачок, но видно каждый раз, что Ваня сильно меняется. Вернувшись домой, мы продолжили все занятия.
Раз в неделю Ваня ходит на часовую игровую группу в "Отцы и Дети" - место, где давно работают с аутистами. Ваня и еще двое похожих по состоянию на него детей играют в одном зале. Естественно, время от времени возникают конфликтные ситуации, которые помогает разруливать психолог. Позже добавилось получасовое индивидуальное занятие и еще одно часовое занятие в другой день, в котором участвуем мы вместе с Ваней.
На нашем с Ваней занятии (их было пока что два) Ваня много кричит, потому что двое взрослых - я и психолог - постоянно инициируют всякие действия, которые Ваня часто не хочет выполнять. К примеру, мы начали строить из больших мячей снеговика, но не достроили - Ваня переключился на что-то другое. Суть в том, что Ваня должен либо доделать его вместе с нами, либо сказать, что он не хочет. Четко и правильно выразить свою мысль. Аутичным деткам же сложно вербально контактировать с миром, поэтому они либо уходят, либо как-то иначе выражают себя. Ване пока проще либо спрятаться, либо кричать. Потому крик стоит почти все время, пока мы к нему "пристаем". Я знаю, что многие родители не могут выдержать этого. Но, во-первых,я жестокая я знаю, что этот крик у Вани просто фоновый - когда ему больно, обидно, печально, он плачет иначе. А во-вторых, no pain no gain.
По жизни Ванин крик меня иногда раздражает - я не люблю громкие звуки и особенно громкие звуки с отрицательными эмоциями. Когда мы только начинали жить с Эрдинчем, я попросила его никогда не кричать на меня. Не скрою, были у нас, конечно, пару раз "итальянские ссоры", но общий звуковой и эмоциональный фон был очень спокойный, что после жизни с моими родителями было абсолютным бальзамом. Ну так вот - на занятиях Ванино поведение не вызывает у меня никакого негатива, присутствие психолога вселяет уверенность, что все идет своим чередом. В общем-то, у меня ощущение, что там и не может быть ничего неправильного. Любой конфликт, негатив, истерика - это шаг в адаптации, потому что сопровождается "обучением" (если можно так сказать) правильной реакции. Мне самой очень не хватает в общении с Ваней именно уверенности, что я все делаю правильно. Более того, я точно знаю, что многое делаю не так, но, надеюсь, научусь постепенно всему. Главное даже не научиться в теории, а обрести до конца уверенность, что любой негатив в Ванином поведении - это всего лишь его неумение правильно реагировать на этот мир.
На последнем групповом занятии Ваня с Даней (это еще один мальчик из группы) играли так хорошо, что психологу Оле почти не пришлось вмешиваться, хотя обычно у них случаются стычки. Можно было бы подумать, что у Вани все занятия с психологом вызывают много отрицательных эмоций, но это явно не так - он всегда рвется туда, всю неделю вспоминает, что мы "поедем играю на задание" - "пойдем играть на занятия". Ну и, повторюсь, я не видела еще ни разу, чтобы он по-настоящему горевал там из-за чего-то - только фоновый крик.
Раз в неделю у Вани часовое занятие с речевым терапевтом Альфией Шагеевой. Ваня каким-то образом чувствует, что сегодня вторник и, уже когда я его забираю из сада, заводит свое "поедем Альфия" - поедем к Альфие. Там они целый час вместе играют, а Альфия, начиная с момента, когда мы заходим, и Ваня снимает сапожки, куртку, все-все-все озвучивает. Ваня уже очень к ней привык, с большим удовольствием "едет к Альфие". Все больше у Вани ответов на вопросы, пусть с аграмматизмами, пусть очень кратких, но все же не эхолаличных повторений, а именно ответов.
По пятницам, кроме занятий в "Отцах и Детях", Ваня занимается еще и в группе арт-терапии в "Арт-ателье Палитра". Это наименее "учебные" занятия из всех, что мы посещаем, но, думаю, они не менее важны и полезны для Вани. Дети в Ваниной группе не аутисты, еще один Ваня, девочка Ева (потрясающе красивая, кстати) и еще одна девочка, имени которой я пока не знаю, потому что одновременно с нами она была всего пару раз. Все дети разговаривают, обсуждают то, что они делают. Кроме Вани, конечно, но ему и просто находиться в такой обстановке полезно. Там совершенно обалденная дружелюбная атмосфера, Ване там явно очень нравится. Он уже включается в групповые задания вроде изображения какого-либо животного. Показывал птицу, кого-то еще, и дети даже угадывали. Всегда с огромным удовольствием рисует, вырезает, клеит. Ну и, конечно, с гордостью мне это показывает. Любимая Ванина тема сейчас - это корабли и машины. Все рисунки у него начинаются с корабля или машины, дальше уже может пририсоваться что-то и по теме занятия :)
Два раза в рамках этих занятий мы были в Русском музее. Я и не подозревала, что там есть такие интересные уголки :) Дети и преподаватель (и я:)) сидят на полу и что-либо обсуждают - картины или какие-нибудь объекты. А под конец рисуют на заданную тему. Например, в последний раз тема была "Весна", и сначала дети рассматривали в одном зале весенние картины, рассуждали, что на них изображено, по каким признакам понятно, что это весна. А потом рисовали весенние рисунки. Ваня нарисовал, понятное дело, машину, а затем мы вместе пририсовали к этой машине весенний сугроб и солнышко.
Интересно, что пока мы валялись на паркете, мимо нас прошла еще одна детская группа, они недолго постояли перед одной картиной, экскурсовод быстренько рассказала что-то, и группа ушла дальше. Ольга Андреевна рассказала, что это "конкуренты", у них все проходит в более академической форме, и они не любят наши группы, потому что у нас все иначе, в интерактивной манере, с детьми устанавливается тесный контакт.
Два раза в неделю, во вторник и четверг, мы продолжаем ходить на групповые занятия с дефектологом в местный центр поддержки. Это государственное учреждение, занятия бесплатные, но короткие, по 20 минут. В группе еще три мальчика, очень разные. Один гиперактивный, на месте не сидит вообще, и его мама никак не пытается его усадить - то ли это бесполезно, то ли ей не хочется. А Ваня подхватывает всю эту беготню на счет раз. На последних занятиях он был совершенно неуправляем, скакал, как козлик и не делал ничего из того, что было нужно. Я разнервничалась, пыталась его убедить сесть и попеть, погреметь, поклеить, попрыгать. Все было очень бестолково - я дергаюсь в попытках угомонить ребенка, он не хочет ничего, кроме скачек по залу. В результате мы ушли раньше времени. Но мы туда будем продолжать ходить, сколько можно.
В садик Ваня снова пошел с марта, в другую группу. Забираю его я после обеда. Он выглядит довольным. В первой половине дня проходят занятия и прогулка, так что это как раз, что Ване нужно. Конечно, кроме того, что он находится в обществе обычных детей, умеющих нормально общаться. Дети приняли Ваню хорошо, но все-таки он пока не может включиться в их игры. Но для него хорошо даже просто видеть, как они играют и общаются.
Один раз у нас уже была беседа с воспитательницей на тему "а вы не пытались обратиться в другой сад?". Все в дружелюбной манере, скорее, из любопытства, думаю. Я ответила, что пыталась, безуспешно, но больше пытаться не буду, так как теперь считаю, что Ване нужен обычный сад с обычными детьми, хотя, безусловно, если бы была возможность, отдала бы его в сад с небольшими группами.
На днях мне звонили из садика для аутистов, куда мы ходили осенью на консилиум. Спрашивали, будет ли Ваня к ним ходить на следующий год. Хоть я уже и была уверена, что этот садик Ване не нужен - среди аутичных детей, к тому же, вероятнее всего, гораздо более тяжелых аутистов, Ваня может только еще больше замкнуться - все же оставила себе несколько дней, чтобы посоветоваться с психологом. Она поддержала меня, так что я ответила "нет".
Так что все идет своим чередом, и мы где-то в начале длинного пути, но уже столько изменений, что надежда меня не покидает :) Пусть только попробует :Р
Кстати, не знаю, как другие дети, а Ваня уже третий день сам застегивает молнию на куртке :)




Раз в неделю Ваня ходит на часовую игровую группу в "Отцы и Дети" - место, где давно работают с аутистами. Ваня и еще двое похожих по состоянию на него детей играют в одном зале. Естественно, время от времени возникают конфликтные ситуации, которые помогает разруливать психолог. Позже добавилось получасовое индивидуальное занятие и еще одно часовое занятие в другой день, в котором участвуем мы вместе с Ваней.
На нашем с Ваней занятии (их было пока что два) Ваня много кричит, потому что двое взрослых - я и психолог - постоянно инициируют всякие действия, которые Ваня часто не хочет выполнять. К примеру, мы начали строить из больших мячей снеговика, но не достроили - Ваня переключился на что-то другое. Суть в том, что Ваня должен либо доделать его вместе с нами, либо сказать, что он не хочет. Четко и правильно выразить свою мысль. Аутичным деткам же сложно вербально контактировать с миром, поэтому они либо уходят, либо как-то иначе выражают себя. Ване пока проще либо спрятаться, либо кричать. Потому крик стоит почти все время, пока мы к нему "пристаем". Я знаю, что многие родители не могут выдержать этого. Но, во-первых,
По жизни Ванин крик меня иногда раздражает - я не люблю громкие звуки и особенно громкие звуки с отрицательными эмоциями. Когда мы только начинали жить с Эрдинчем, я попросила его никогда не кричать на меня. Не скрою, были у нас, конечно, пару раз "итальянские ссоры", но общий звуковой и эмоциональный фон был очень спокойный, что после жизни с моими родителями было абсолютным бальзамом. Ну так вот - на занятиях Ванино поведение не вызывает у меня никакого негатива, присутствие психолога вселяет уверенность, что все идет своим чередом. В общем-то, у меня ощущение, что там и не может быть ничего неправильного. Любой конфликт, негатив, истерика - это шаг в адаптации, потому что сопровождается "обучением" (если можно так сказать) правильной реакции. Мне самой очень не хватает в общении с Ваней именно уверенности, что я все делаю правильно. Более того, я точно знаю, что многое делаю не так, но, надеюсь, научусь постепенно всему. Главное даже не научиться в теории, а обрести до конца уверенность, что любой негатив в Ванином поведении - это всего лишь его неумение правильно реагировать на этот мир.
На последнем групповом занятии Ваня с Даней (это еще один мальчик из группы) играли так хорошо, что психологу Оле почти не пришлось вмешиваться, хотя обычно у них случаются стычки. Можно было бы подумать, что у Вани все занятия с психологом вызывают много отрицательных эмоций, но это явно не так - он всегда рвется туда, всю неделю вспоминает, что мы "поедем играю на задание" - "пойдем играть на занятия". Ну и, повторюсь, я не видела еще ни разу, чтобы он по-настоящему горевал там из-за чего-то - только фоновый крик.
Раз в неделю у Вани часовое занятие с речевым терапевтом Альфией Шагеевой. Ваня каким-то образом чувствует, что сегодня вторник и, уже когда я его забираю из сада, заводит свое "поедем Альфия" - поедем к Альфие. Там они целый час вместе играют, а Альфия, начиная с момента, когда мы заходим, и Ваня снимает сапожки, куртку, все-все-все озвучивает. Ваня уже очень к ней привык, с большим удовольствием "едет к Альфие". Все больше у Вани ответов на вопросы, пусть с аграмматизмами, пусть очень кратких, но все же не эхолаличных повторений, а именно ответов.
По пятницам, кроме занятий в "Отцах и Детях", Ваня занимается еще и в группе арт-терапии в "Арт-ателье Палитра". Это наименее "учебные" занятия из всех, что мы посещаем, но, думаю, они не менее важны и полезны для Вани. Дети в Ваниной группе не аутисты, еще один Ваня, девочка Ева (потрясающе красивая, кстати) и еще одна девочка, имени которой я пока не знаю, потому что одновременно с нами она была всего пару раз. Все дети разговаривают, обсуждают то, что они делают. Кроме Вани, конечно, но ему и просто находиться в такой обстановке полезно. Там совершенно обалденная дружелюбная атмосфера, Ване там явно очень нравится. Он уже включается в групповые задания вроде изображения какого-либо животного. Показывал птицу, кого-то еще, и дети даже угадывали. Всегда с огромным удовольствием рисует, вырезает, клеит. Ну и, конечно, с гордостью мне это показывает. Любимая Ванина тема сейчас - это корабли и машины. Все рисунки у него начинаются с корабля или машины, дальше уже может пририсоваться что-то и по теме занятия :)
Два раза в рамках этих занятий мы были в Русском музее. Я и не подозревала, что там есть такие интересные уголки :) Дети и преподаватель (и я:)) сидят на полу и что-либо обсуждают - картины или какие-нибудь объекты. А под конец рисуют на заданную тему. Например, в последний раз тема была "Весна", и сначала дети рассматривали в одном зале весенние картины, рассуждали, что на них изображено, по каким признакам понятно, что это весна. А потом рисовали весенние рисунки. Ваня нарисовал, понятное дело, машину, а затем мы вместе пририсовали к этой машине весенний сугроб и солнышко.
Интересно, что пока мы валялись на паркете, мимо нас прошла еще одна детская группа, они недолго постояли перед одной картиной, экскурсовод быстренько рассказала что-то, и группа ушла дальше. Ольга Андреевна рассказала, что это "конкуренты", у них все проходит в более академической форме, и они не любят наши группы, потому что у нас все иначе, в интерактивной манере, с детьми устанавливается тесный контакт.
Два раза в неделю, во вторник и четверг, мы продолжаем ходить на групповые занятия с дефектологом в местный центр поддержки. Это государственное учреждение, занятия бесплатные, но короткие, по 20 минут. В группе еще три мальчика, очень разные. Один гиперактивный, на месте не сидит вообще, и его мама никак не пытается его усадить - то ли это бесполезно, то ли ей не хочется. А Ваня подхватывает всю эту беготню на счет раз. На последних занятиях он был совершенно неуправляем, скакал, как козлик и не делал ничего из того, что было нужно. Я разнервничалась, пыталась его убедить сесть и попеть, погреметь, поклеить, попрыгать. Все было очень бестолково - я дергаюсь в попытках угомонить ребенка, он не хочет ничего, кроме скачек по залу. В результате мы ушли раньше времени. Но мы туда будем продолжать ходить, сколько можно.
В садик Ваня снова пошел с марта, в другую группу. Забираю его я после обеда. Он выглядит довольным. В первой половине дня проходят занятия и прогулка, так что это как раз, что Ване нужно. Конечно, кроме того, что он находится в обществе обычных детей, умеющих нормально общаться. Дети приняли Ваню хорошо, но все-таки он пока не может включиться в их игры. Но для него хорошо даже просто видеть, как они играют и общаются.
Один раз у нас уже была беседа с воспитательницей на тему "а вы не пытались обратиться в другой сад?". Все в дружелюбной манере, скорее, из любопытства, думаю. Я ответила, что пыталась, безуспешно, но больше пытаться не буду, так как теперь считаю, что Ване нужен обычный сад с обычными детьми, хотя, безусловно, если бы была возможность, отдала бы его в сад с небольшими группами.
На днях мне звонили из садика для аутистов, куда мы ходили осенью на консилиум. Спрашивали, будет ли Ваня к ним ходить на следующий год. Хоть я уже и была уверена, что этот садик Ване не нужен - среди аутичных детей, к тому же, вероятнее всего, гораздо более тяжелых аутистов, Ваня может только еще больше замкнуться - все же оставила себе несколько дней, чтобы посоветоваться с психологом. Она поддержала меня, так что я ответила "нет".
Так что все идет своим чередом, и мы где-то в начале длинного пути, но уже столько изменений, что надежда меня не покидает :) Пусть только попробует :Р
Кстати, не знаю, как другие дети, а Ваня уже третий день сам застегивает молнию на куртке :)



